Домой Экономика 18-й санкционный пакет Брюсселя как «жёсткий укус». Кого будут «кусать»?

18-й санкционный пакет Брюсселя как «жёсткий укус». Кого будут «кусать»?

8

18-й санкционный пакет Брюсселя как «жёсткий укус». Кого будут «кусать»?

Санкции, предлагаемые в рамках 18-го пакета ЕС, правильнее было бы назвать антиевропейскими

Количество антироссийских санкций коллективного Запада с февраля 2022 года растет как снежный ком. Еще до начала специальной военной операции России на Украине против Москвы уже действовало 2.752 санкции (они стали вводиться весной 2014 года после возвращения Крыма в состав России). А после ее начала, 24 февраля 2022 года, в течение одной недели было введено еще 2.778 санкций. Число антироссийских санкций удвоилось, таким образом, достигнув 5.530. К началу лета 2022 года число антироссийских санкций достигло 10.684. 

Основная часть санкций против Москвы была организована Соединенными Штатами. И в последующие два года (2023 и 2024 гг.) США были лидером по количеству антироссийских санкций. Различные источники, которые занимались (и продолжают заниматься) статистикой антироссийских санкций, на второе место по количеству инициированных санкций ставят Европейский союз. Далее следуют Великобритания, Швейцария, Канада, Япония, Австралия, другие страны коллективного Запада. 

Независимый аналитический портал Castellum сообщает, что с момента начала СВО до 19 января 2025 года, число санкций против России достигло 21 692. Треть из них были введены США — 6433. Это почти в три раза больше, чем количество санкций, введённых Европейским союзом (2234). В прошлом году США ввели против России 2295 новых ограничений, на втором месте оказалась Швейцария (638 санкций), а Европейский союз – лишь на третьем (598). 

После того когда Дональд Трамп 20 января нынешнего года вновь вернулся в Белый дом, статистическая картина антироссийских санкций может претерпеть существенные изменения. В отношении антироссийских санкций 47-й президент высказывается очень осторожно. Иногда он даже обещает, что часть таких санкций может быть отменена. Иногда намекает на возможность введения новых. Но в любом случае не в таких сумасшедших количествах, которые имели место при 46-м президенте Джо Байдене. 

Судя по всему, Брюссель хочет взять на себя миссию компенсации слабеющего антироссийского санкционного давления Вашингтона. К третьей годовщине начала СВО Брюссель приурочил введение 16-го пакета антироссийских санкций. 24 февраля 2025 года было обнародовано содержание этого пакета. Ограничения были введены против 13 российских банков: их отключили от глобальной платёжной системы SWIFT. Также был установлен запрет импорта из России первичного алюминия, хрома и некоторых химических веществ. Евросоюз ввел запрет на любые операции с шестью российскими аэропортами и пятью морскими портами. Под санкции подпали 74 судна, отнесенные к «теневому флоту». Также введены дополнительные санкции на поставки программного обеспечения, оборудования и технологий для добычи нефти и газа. В 16-й пакет санкций Евросоюза против России попали 48 частных лиц и 35 российских предприятий. Некоторые санкции включены в пакет просто «для галочки». Например, запрет на поставку в Россию игровых приставок и джойстиков. 

Скорость подготовки и запусков Брюсселем новых пакетов антироссийских санкций заметно повышается. 17-й пакет был обнародован 20 мая, т. е. менее чем через три месяца после 16-го. Новые европейские санкции затронули 17 физических и 58 юридических лиц и почти 200 нефтяных танкеров. Ну и еще кое-что по мелочи. Например, санкции против 28 российских судей и следователей, якобы ответственных «за нарушение прав человека» в стране.

Как сообщила немецкая газета Handelsblatt, «17-й пакет санкций, объявленный главами правительств как особо «жесткий», в Брюсселе считают скорее минимальным консенсусом». По данным Handelsblatt, в новом санкционном списке нет «никаких спорных предложений» — их исключили из проекта из-за опасений, что их заблокируют Словакия и Венгрия. В результате, полагает издание, анонсированные санкции «не будут выходить за рамки уже принятого 16-го пакета». «Мы достигли предела того, что мы можем сделать с помощью санкций», — заявил газете источник из числа европейских дипломатов.

Наблюдатели обратили внимание на усиление координации Брюсселя и Лондона в проведении санкционной политики против Москвы. Лондон в тот же день, что и Брюссель (т. е. 20 мая) объявил о расширении своего антироссийского санкционного списка на 82 позиции. Лондон ввел санкции против 20 физических лиц и 62 организаций. Так, под ограничения попали Санкт-Петербургская валютная биржа и Агентство по страхованию вкладов (АСВ). В качестве причины включения организаций в санкционный список было указано «получение выгоды от правительства России или оказание ему поддержки путем ведения бизнеса в сфере финансовых услуг, которая имеет стратегическое значение». Под санкции попали 13 компаний, поддерживающих российский оборонно-промышленный комплекс, среди которых — три китайские фирмы, включая Electronic Scientific Engineering LTD. Кроме того, ограничения со стороны Великобритании коснулись 18 судов в рамках борьбы с «теневым флотом» России.

 Лидеры Франции, Германии, Великобритании и Польши в мае пригрозили России новыми санкциями в случае, если Москва не будет идти на уступки Киеву в тех переговорах в Стамбуле, которые были инициированы Дональдом Трампом. Переговоры, как и ожидали многие эксперты, очень быстро зашли в тупик. А потому у Лондона и Брюсселя появилось желание наказать Москву за ее неуступчивость новой порцией санкций. 

Брюссель проявил невероятную оперативность. Уже спустя три недели после введения в действие 17-го пакета антироссийских санкций на свет родился проект 18-го пакета. Его содержание широко обнародовано. Надо понимать, что Брюссель рассчитывает даже черновой вариант документа использовать в качестве орудия устрашения Москвы. 

Первым чиновником Брюсселя, озвучившим контент 18-го пакета, стала глава Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен. 10 июня она назвала главные цели новой серии санкций: банковский и энергетический сектора российской экономики. И эти новые меры она сравнила с «жесткими укусами». Евро-чиновница заявила о планах окончательно заблокировать соединяющий Россию и Германию газопровод «Северный поток» (который, как известно, был частично разрушен в результате диверсии и в настоящее время не функционирует). Примечательно, что канцлер ФРГ Фридрих Мерц моментально поддержал это предложение. 

А вот другие антироссийские инициативы Брюсселя, которые были озвучены Урсулой фон дер Ляйен во вторник: 

  • ввести санкции против 22 иностранных и российских предприятий, которые, по мнению Брюсселя, оказывают прямую или косвенную поддержку оборонным предприятиям России; 

  • внести в список «теневого флота» дополнительно 77 судов;

  • отключить от международной системы передачи данных SWIFT еще 22 российских банка; 

  • запретить экспорт в Россию европейских товаров и технологий на сумму более 2,5 млрд евро;

  • ввести санкции против Российского фонда прямых инвестиций, его филиалов и инвестиционных проектов;

  • ужесточить контроль над транзакциями, осуществляемыми с помощью финансовых операторов третьих странах; 

  • снизить потолок цен на российскую сырую нефть, закупаемую странами «Большой семерки» с 60 до 45 долларов США за баррель; 

  • запретить импорт нефтепродуктов, произведенных на основе российской сырой нефти. 

Нетрудно заметить на примере проекта 18-го пакета, что Брюссель уже ведет санкционную войну не только против России, но также против тех стран и компаний, которые продолжают сотрудничество с нашим государством. Т. е. в санкционные пакеты Брюсселя уже попадают так называемые «вторичные» санкции. 

Financial Times в статье от 11 июня «Why the EU faces an uphill battle to pass its 18-th Russia sanctions package» («Почему ЕС предстоит тяжелая битва за принятие 18-го пакета санкций против России») отмечает, что Брюсселю предстоит «тяжелая битва» за принятие «самого мощного с первых месяцев военного конфликта» пакета санкций против Москвы, так как его вступление в силу зависит не только от единогласной поддержки всех 27 государств-членов блока, но и от Вашингтона. Автор статьи уверен, что в конечном счете удастся преодолеть уже ставшее привычным сопротивление санкционным инициативам Брюсселя со стороны Венгрии и Словакии. Мол, Виктор Орбан и Роберт Фицо обозначат свое частное мнение, но блокировать решение Европейского союза по санкционному пакету не будут.

 Сложнее с Трампом. Автор статьи продолжает: «Трамп — это другое дело. Представители ЕС стремились предложить новые меры до предстоящего саммита G7, который начнется в воскресенье, чтобы нарастить темп и убедить Белый дом в целесообразности усиления давления на президента России Владимира Путина, чтобы заставить его участвовать в мирных переговорах. Снижение мировых цен на нефть — извечное желание любого лидера США — стало бы дополнительным стимулом». 

Урсула фон дер Ляйен следующим образом объяснила предложение снизить порог цены на нефть: «С тех пор, как в 2023 году был введен нефтяной потолок, цены на нефть пошли вниз. Сейчас они торгуются очень близко к уровню потолка. Снижая потолок, мы адаптируем его к изменившимся рыночным условиям и восстанавливаем эффективность». 

Что касается желания Трампа понизить цены на черное золото, то, как мне кажется, автор статьи FT несколько преувеличивает это желание. Американский президент действительно высказывался во времена высоких цен на нефть за то, чтобы они понизились и находились в диапазоне 60-70 долларов за баррель. Позднее он высказывался за понижение цен даже до 50 долларов за баррель. Но при дальнейшем понижении минусов будет больше, чем плюсов (в частности, не будет условий для наращивания добычи нефти в США). Трамп вряд ли поддержит ценовой лимит на российскую нефть в 45 долларов. Впрочем, американский президент пока никак не высказывался по поводу 18-го европейского пакета санкций. 

Некоторые наблюдатели уже назвали проект 18-го пакета не только и не столько «антироссийским», сколько «антииндийским» и «антитурецким». По той причине, что на сегодняшний день значительная часть потребляемых в ЕС нефтепродуктов (бензина, керосина, дизельного топлива) обеспечивается за счет их импорта из Индии, Турции и некоторых других стран. Таких стран, в которых нефтепродукты производятся из российской нефти. Блокировка поставок нефтепродуктов из указанных стран может больно ударить по некоторым европейским государствам, которые не смогут оперативно заместить импорт из Индии и Турции поставками из других стран. А потому высказываются предположения, что против этой позиции 18-го пакета будут возражать не только Венгрия и Словакия, но также и другие члены Европейского союза. «Покупателям из ЕС придется искать альтернативные варианты, что, скорее всего, обойдется недешево. Кроме того, будет непросто определить, из какой именно нефти были произведены нефтепродукты, даже если мера получит единогласную поддержку», — отмечается в упомянутой выше статье FT.

В Европе уже ожидают то, что уже было в 2022 году и что тогда было названо «дизельный кризисом». На Франкфуртской бирже дизельное топливо в июне 2022 года торговалось по беспрецедентно высоко цене – 1299 долларов за тонну. За три года Европейский союз сумел адаптироваться за счет поставок из Индии и Турции, и сегодня цена уже 622 доллара за тонну, т. е. более чем в два раза ниже. И на горизонте маячит новый дизельный кризис, на преодоление которого уйдут месяцы и годы. 

Москва не очень замечает все эти санкционные инициативы Брюсселя. Зато для европейских стран они, выражаясь языком Урсулы фон дер Ляйен, действительно представляют собой «жесткие укусы». Санкции, предлагаемые в рамках 18-го пакета ЕС, правильнее было бы назвать не «антироссийскими», а «антиевропейскими».