Домой Экономика Чем зелёная повестка пугает автомобильный сектор ЕС?

Чем зелёная повестка пугает автомобильный сектор ЕС?

18

Чем зелёная повестка пугает автомобильный сектор ЕС?

Технологии т. н. шестого вряд ли будут выделять вряд ли меньшие объёмы углерода, чем это было ранее

Руководство самой влиятельной политической структуры в Европарламенте – Европейской народной партии (ЕНП) – намерено избежать введения многомиллиардных штрафов в евро на выбросы CO2 (углекислого газа) для находящегося в тяжелом положении автомобильного сектора ЕС. Предлог: при их введении с 2025 года дополнительные расходы составят свыше 15 млрд евро, которые не все смогут осилить. 

Также партия Урсулы фон дер Ляйен, в которой доминируют немецкие христианские демократы, обратилась к Еврокомиссии с просьбой пересмотреть и перенести сроки запрета на авто с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) с 2035 года на более поздний срок. Представители ведущей партии Европы заявляют, что любая отсрочка достижения этих целей будет «стратегической ошибкой».

Впервые идея полного отказа от ДВС к 2035 году (под предлогом продвижения т. н. зелёной повестки) получила поддержку в октябре 2022 года, когда ЕС и Европарламент согласовали этот план. Основная цель – добиться к этой дате 100% сокращения выбросов CO2. Однако уже в марте 2023 года Германия временно заблокировала утверждение запрета, добиваясь исключений для машин на синтетическом топливе (e-fuels). В октябре 2024 года Евросоюз начал расследование субсидий, предоставляемых производителям электромобилей из КНР, и ввёл пошлины на их импорт. Эти меры продемонстрировали прямую направленность на защиту европейского рынка от более доступных китайских моделей. 

В настоящее время ведущая политическая партия ЕС демонстрирует готовность отложить в долгий ящик даже «священную корову» т. н. зелёной экономики в виде запрета на выбросы CO2! А ведь еще совсем недавно европейцы пытались уменьшить их в буквальном смысле, запрещая пукать и дышать десяткам тысяч коров и овец своих фермеров. Теперь же их не смущают даже выбросы сотен миллионов авто с двигателями внутреннего сгорания.

Соответствующие инициативы опять же продиктованы беспокойством за конкурентоспособность европейской автомобильной отрасли на фоне роста китайских электромобилей, которые зачастую дешевле европейских аналогов. Этим связанные с зеленой повесткой угрозы для Евросоюза со стороны КНР не исчерпываются. Сегодня Китай – это главный мировой лоббист зелёной экономики. 

В прошлом году КНР обеспечила рыночную долю от мировой торговли, превысившую 28% для электромобилей и 11% для аккумуляторов. Также на Китай пришлось более 88% продаж солнечных панелей в мире. Сегодня стратегия Пекина в этой сфере – всемерно способствовать тому, чтобы Европа и мир как можно плотнее и больше переходили на зелёные технологии, так как это обеспечивает рост экономического могущества Китая.

В том числе по этой причине консервативные политики Европы и США начинают всё чаще говорить, что на самом деле зелёные движения в их странах тайно финансируются компартией Китайской Народной Республики. Формально этому способствует тот факт, что в прошлом на Западе (например, в 1970-е – в Германии и странах Скандинавии) многие лидеры зелёных активно присутствовали в левых маоистских движениях. Поэтому сегодняшним правым в ЕС даже не нужно придумывать повод, чтобы выставлять своих оппонентов пятой колонной Китая. 

Почему до недавнего времени в развитых странах Европы об этом не говорили и, наоборот, всячески поддерживали ахинею насчет зеленой экологии, 100% сокращения выбросов CO2 и т. п.? Дело в том, что до превращения англосаксами Украины в поле боя против континентальной Европы и её экономики развитые страны ЕС считали (и небезосновательно), что обладают мощным инструментом навязывания своей воли тому же Китаю и прочим странам, в том числе уже одним лишь правом допуска на крупнейший и богатейших европейский рынок. 

Также они полагали, что без проблем компенсируют высокую стоимость зелёной энергии, которая выполняет роль механизма, препятствующего шантажу поставщиков энергоресурсов. Кроме того, новые высокие технологии (включая зелёные) в случае их успешного внедрения всегда эффективнее, а потому сам факт перехода к ним на фоне торможения развития конкурентов за счет изъятия у них через «карбоновый налог» части ресурса развития должен был обеспечить развитым странам Европы опережающие темпы развития.

Реальность же оказалась несколько иной. Довольно быстро выяснилось, что технологии т. н. шестого уклада – биогенетика, тонкая химия, молекулярная биология, робототехника, интегрированные скоростные транспортные системы и т. д. – в циклах «производство / утилизация» будут выделять вряд ли меньшие объемы углерода, чем было ранее. А издевательства еврокомиссаров над фермерами и особенно водителями, чьи коровы и авто выделяют «слишком много углекислого газа», сыграли на руку китайским конкурентам европейских производителей. И теперь Пекин благодаря китаизации и освоению зелёной экономики может оказаться в той роли, в которой видел себя по отношению к нему Брюссель и Евросоюз в целом.