Европа перевооружается, а США продолжают бояться России
Подготовленная Еврокомиссией «Белая книга» нацелена на увеличение расходов на военные нужды
19 марта 2025 г. Европейская Комиссия представила доклад под названием «Объединённая белая книга по европейской оборонной готовности – 2030».
В этой «Белой книге» изложена чёткая дорожная карта увеличения расходов на оборону и более интегрированной европейской оборонной промышленности, обеспечивающая более эффективное сотрудничество государств-членов.
Также предлагаются решения для повышения мобильности вооружённых сил, накопления запасов оружия и боеприпасов, обеспечения безопасности границ, особенно вдоль восточных границ ЕС. В документе также подчёркивается необходимость более глубокой интеграции с оборонным сектором Украины, акцентируя приверженность Европы долгосрочной поддержке безопасности, то есть на продолжение текущего конфликта киевской хунты с Россией.
Недвусмысленно авторы этого документа дают понять, что именно Россия для них является основной угрозой. В «Белой книге» сказано, что «угрозы европейской безопасности распространяются таким образом, что представляют серьезную угрозу нашему образу жизни. Ещё до вторжения России в Украину в 2022 году росло осознание того, насколько опасной является обстановка в сфере безопасности, в которой мы работаем… Россия представляет собой серьезную стратегическую угрозу на поле боя. Это вынудило Европу и наших партнеров столкнуться с реальностью масштабной механизированной войны высокой интенсивности на европейском континенте в масштабах, невиданных с 1945 года. Россия, которая и без того является самым хорошо вооруженным европейским государством на огромном расстоянии, в настоящее время управляет военной экономикой, ориентированной в основном на достижение своих военных целей, основанной на мобилизации промышленности и технологических инновациях… Россия ясно дала понять, что, по ее мнению, она по-прежнему находится в состоянии войны с Западом. Если России будет позволено достичь своих целей на Украине, ее территориальные амбиции расширятся. Россия останется основной угрозой безопасности Европы в обозримом будущем, в том числе из-за ее более агрессивной ядерной политики и размещения ядерного оружия в Беларуси. Россия использует систему нестабильности, в том числе посредством тесного сотрудничества с другими авторитарными державами. Она постоянно нагнетает напряженность и нестабильность в соседних с Европой странах, будь то на Западных Балканах, в Грузии, Молдове или Армении, оказывает растущее дестабилизирующее влияние на Африку»…
В общем, мы имеем весь набор классических штампов-страшилок, который раньше был характерен для аналитических центров из США, теперь перекочевал в Европу.
Справедливости ради, нужно отметить, что Китай также упоминается как в контексте успехов военно-промышленного комплекса этой страны, так и в связи с партнёрскими соглашениями с Россией. Аналогично упомянут Иран, и, конечно же, Беларусь. Но они идут на втором плане, а Россия упоминается неоднократно.
Параллельно в ЕС вышел и «План перевооружения Европы – готовность к 2030 году», который предоставляет финансовые инструменты для реализации стратегий, изложенных в Белой книге.
Согласно замыслу, этот механизм позволит государствам-членам получить доступ к инвестициям в оборону на сумму более 800 миллиардов евро с помощью таких механизмов, как Программа обеспечения безопасности в Европе (SAFE), которая позволит привлечь 150 миллиардов евро финансирования для совместных военных закупок. Это финансирование будет направлено на закупку оборонного оборудования европейского производства, поддержку инноваций и обеспечение оперативной совместимости между национальными вооруженными силами.
В рамках финансовой стратегии Европейская Комиссия также призвала государства-члены использовать оговорку Пакта о стабильности и экономическом росте, позволяющую им временно увеличивать расходы на оборону в рамках бюджетных правил. Кроме того, Европейский инвестиционный банк будет играть ключевую роль в мобилизации частного капитала для поддержки оборонных проектов.
Говоря о неотложности этой инициативы, президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен заявила: «Эра дивидендов мира давно прошла. Архитектура безопасности, на которую мы опирались, больше не может восприниматься как должное. Европа готова сделать шаг вперед. Мы должны инвестировать в оборону, укреплять наш потенциал и применять проактивный подход к обеспечению безопасности».
Хотя у ЕС были примеры различных буксующих программ с большими амбициями, например, в области зелёной энергетики, есть большая вероятность, что в ЕС все же попытаются нарастить свои военные возможности, частично за счёт налогоплательщиков и переориентации бюджетов из других сфер. Кстати, фон дер Ляйен, говоря о важности этой инициативы, обосновывала это и требованиями США больше вкладываться в собственную оборону.
Кстати, в этом же месяце вышла «Ежегодная оценка угроз» разведсообщества США.
Хотя, с большой долей вероятности, этот доклад готовился еще при предыдущем руководстве, все же, если расценивать объективно, в Вашингтоне продолжают мыслить старыми клише, несмотря на официальную риторику Дональда Трампа и его коллег о необходимости.
В этой «Оценке» говорится, что «Россия, Китай, Иран и Северная Корея – по отдельности и коллективно – бросают вызов интересам США в мире, нападая или угрожая другим странам в своих регионах, используя как асимметричную, так и традиционную тактику жесткой силы, а также продвигая альтернативные системы для конкуренции с Соединёнными Штатами, в первую очередь в сфере торговли, финансов и безопасности. Они стремятся бросить вызов Соединённым Штатам и другим странам посредством преднамеренных кампаний с целью получения преимущества, одновременно пытаясь избежать прямой войны. Растущее сотрудничество между этими противниками повышает их стойкость в борьбе с Соединенными Штатами, и потенциальную возможность, что военные действия с любым из них могут втянуть в них другого, и надавить на других глобальных игроков с целью заставить их принять чью-либо сторону».
Если бы Трамп действительно хотел разрядки, установления мира и разоружения, то вряд ли бы этот документ выпустили в свет без редактуры. А так документально подтверждается то, как видят Россию в США официальные лица, отвечающие за безопасность. И это мало чем отличается как от эпохи Джо Байдена, так и от первого президентского срока Дональда Трампа.
В документе также сказано, что Россия извлекла важные уроки из войны на Украине, после чего модернизировала ряд своих систем вооружений, а также стала действовать более эффективно на поле боя. Добавив к этому устойчивость экономики к санкциям, особенно военно-промышленного сектора, получаем, что в США просто-напросто поняли бесполезность своих жёстких мер против России (поскольку они приводят к обратному эффекту, например, разработку альтернативных методов банковских транзакций) и пытаются выработать иную стратегию поведения. Нынешний процесс переговоров по Украине – один из оперативных элементов такой формирующейся новой стратегии США. Нам же нужно понимать, что с учётом исторической ретроспективы действий этого государства на внешней арене, вряд ли там произойдут кардинальные перемены, и вчерашние ястребы внезапно станут голубями мира.