Домой Экономика Трамп устраивает для японского автопрома обещанный «тарифный Перл-Харбор»

Трамп устраивает для японского автопрома обещанный «тарифный Перл-Харбор»

5

Трамп устраивает для японского автопрома обещанный «тарифный Перл-Харбор»

А изменившая России Toyota на всякий случай «столбит» в Роспатенте свои бренды…

На протяжении практически всего послевоенного периода американцы и японцы вели между собой торговые войны. Менялась только номенклатура товаров, которые эти страны облагали пошлинами или после интенсивных переговоров «либерализовали» экспортные и импортные цены. Так, например, в период работы автора этих строк в Японии в 80-е годы прошлого столетия Токио, отстаивая интересы своих сельхозпроизводителей, всячески препятствовали импорту дешевых американских цитрусовых и говядины. А американцы изыскивали пути обложения налогами на экспорт в США высокотехнологичной продукции японской промышленности, в первую очередь электроники и успешно конкурировавших с американским автопромом качественных и экономичных автомобилей ставших всемирно известными марок.

Важно иметь в виду, что длящаяся десятилетиями торговая война этих стран имела весьма важную политическую составляющую. Ибо, рассматривая Страну восходящего солнца как рекламу капиталистического мира в Восточной Азии, Вашингтон сознательно шел на предоставление своему протеже и военному союзнику различного рода льгот, субсидий и патентов, мирился с большим дефицитом в пользу Японии в двусторонней торговле. Американцам было важно удерживать эту страну на позициях процветающего государства с достойным уровнем жизни народа для того, чтобы не допустить прихода к власти возросших после войны левых прокоммунистических сил. 

Однако уже тогда среди американцев существовало недовольство такой патерналистской политикой в отношении бывшего военного противника – Японии. «Наша экономика переживает свой собственный Перл-Харбор, пока редакционные статьи крупнейших газет продолжают рассуждать об абстрактных принципах свободной торговли, которые не соблюдает никто, кроме нас», – писал в 1981 году в The New York Times лидер американского профсоюза моряков Шеннон Уолл. Все 1980-е годы в США нарастали требования начать борьбу против дешевых и качественных японских товаров, особенно продукции высоких технологий. На ущербность для США такой политики открыто указывал республиканский президент Рональд Рейган. Когда в первой половине 1980-х годов доля Японии в общем американском торговом дефиците составила 42%, он заявил в сентябре 1985 года: «Когда правительство позволяет нелегально копировать наши продукты, оно ворует наше будущее. Это не имеет никакого отношения к свободной торговле».

А Дональд Трамп задолго до прихода к власти, отбросив пиетет и дипломатические условности, прямо заявлял: «Японцы систематически сосут кровь из США, и за это мы должны вытрясти из них душу». И если в силу все тех же политических обстоятельств во время своего первого пребывания в Белом доме Трамп лишь стращал союзников Америки, включая Японию, введением повышенных тарифов на товары из их стран, то теперь он смело приступил к реализации плана устранения несправедливостей и перекосов, как он считает, в международной торговле. 

2 апреля, как было заранее обещано, администрация Трампа обнародовала список стран, с которых будут взыматься взаимные тарифы. В списке указаны цифры повышения тарифов:

Китай – 34%

Европейский союз – 20%

Вьетнам – 46%

Тайвань – 32%

Япония – 24%

Южная Корея – 25%

Таиланд – 36%

Швейцария – 31%

Индонезия – 32%

Индия – 26%

Малайзия – 24%

Камбоджа – 49%

Великобритания – 10%

Южная Африка – 30%

Украина – 10%

Не сбылись надежды японского правительства на то, что провозглашение Вашингтоном и Токио двусторонних отношений, включая военные, «краеугольным камнем» позволит премьер-министру Сигэру Исибе выторговать послабления для «нации Ямато». Не помогли ни обещания крупных японских инвестиций в экономику США, ни планы создания крупных японских предприятий на американской территории.

Говоря о Евросоюзе, но, видимо, имея в виду и Японию, Трамп при объявлении о повышении пошлин заявил: «Теперь мы собираемся взимать плату с Евросоюза. Они очень, очень жесткие торговцы. Можно было бы подумать, что ЕС будет очень дружелюбным, но они нас обдирают. Ужасно. Мы собираемся взимать с них 20%, так что мы взимаем с них, по сути, половину… Это наша декларация экономической независимости».

По утверждению американского лидера, день подписания указа о взаимных пошлинах является одним из «самых важных дней» в истории США. Незадолго до принятия «исторического решения» Трамп заявлял, что целый ряд стран на протяжении 45 лет «обдирал» Соединенные Штаты Америки, которые «были мягкой и слабой страной». По его словам, именно в этом кроется причина государственного долга в 36 трлн. долларов. Американский лидер подчеркнул, что намерен вернуть большую часть этих денег, тем более что «так называемые друзья США оказались хуже врагов».

В Японии лихорадочно подсчитывают неизбежные убытки от введения пошлин, в первую очередь на популярные в США японские автомобили. Пока цифры разнятся. Так, газета японских деловых кругов «Нихон кэйдзай симбун» прогнозирует, что автомобильная промышленность Японии может понести убытки в размере 86 миллиардов долларов (13 триллионов иен) из-за новых пошлин США на импорт автомобилей. В то же время национальная телекорпорация NHK, ссылаясь на крупную компанию по ценным бумагам SMBC Nikko Securities Inc, сообщает, что введение Соединенными Штатами дополнительных пошлин на импортные автомобили приведет к потерям для экономики Японии до 1,75 триллиона иен (11,74 миллиарда долларов).

Согласно ожиданиям «Нихон кэйдзай симбун», решение установить 25-процентный тариф на автомобили и легкие грузовики иностранного производства приведет к сокращению внутреннего производства в Японии, ориентированного на экспорт — в 2024 году японцы поставили покупателям в Штатах 1,37 миллиона из произведенных 8,23 миллиона автомобилей.

В Токио продолжают обижаться, считая повышение тарифов на японскую продукцию несправедливым. Отмечается, что до объявления увеличения практически в десять раз пошлин на японские автомобили (до 2 апреля они составляли 2,5%) по итогам 2024 года экспорт японских машин в США оценивался в 6,026 триллиона иен (около 40 миллиардов долларов), что составляет 28,3% от всего японского экспорта в США.

Правительство Японии заявляет, что продолжит вести разъяснительную работу с США, доказывая, что японские автопроизводители сделали прямые инвестиции в США на сумму в 61 миллиард долларов и предоставили рабочие места 2,3 миллиона человек, поэтому включение Японии в перечень стран, на которые распространяются пошлины, было бы несправедливым. Однако это, похоже, не произведет впечатления на Трампа, который уже неоднократно упрекал Токио в том, что он, по сути, добивается и пользуется односторонними уступками США в вопросах торговли и обеспечении японской безопасности за американский счет. 

Понимая, что в одиночку Токио с Трампом и его тарифной политикой не справиться, японское правительство не чурается объединять усилия в торговой борьбе с объявленным противником Японии – Китайской Народной Республикой и сохраняющей противоречия и претензии по историческим проблемам Республикой Корея. Сообщают, что КНР, Южная Корея и Япония договариваются о совместной борьбе за свободную торговлю и против односторонней политики США. Руководители профильных ведомств азиатских стран решили ускорить переговоры по трехстороннему соглашению о свободной торговле, усилить сотрудничество в цепочках поставок, а также углубить кооперацию в цифровой экономике.

Используя свои особые отношения с Вашингтоном, японское правительство намерено отстаивать свои интересы и в ходе двухсторонних японо-американских политических и дипломатических контактов. При этом Токио не останавливается перед тем, чтобы использовать в адрес США ранее редко употреблявшийся лексикон. Правительство Японии считает «крайне прискорбным» введение США импортных пошлин и будет настаивать на их пересмотре. Об этом заявил генеральный секретарь японского кабинета министров Ёсимаса Хаяси, отметив, что меры Вашингтона в области торговли окажут влияние на экономические отношения двух стран и всю систему международной торговли.

«Япония на разных уровнях изложила США свою обеспокоенность, а также говорила, что не надо вводить односторонние тарифные меры. Крайне прискорбно, что, несмотря на это, правительство США объявило об одностороннем введении ответных пошлин. У нас есть серьезные опасения относительно соответствия этих мер (нормам) Всемирной торговой организации и торговому соглашению Японии и США», — предупредил генсек. По словам Хаяси, премьер-министр Исиба поручил провести тщательный анализ содержания тарифных мер и их воздействия на Японию, а также продолжать требовать от Вашингтона вывести Токио из-под действия новых пошлин. Вот только возымеют ли такие завуалированные угрозы японцев решать проблему в ВТО какой-либо эффект в Белом доме…

Поэтому слова премьера Исибы о том, что «Япония является крупнейшим инвестором в США, и мы продолжим настоятельно призывать США освободить Японию от этой меры» явно повисают в воздухе. Как и его обещание собрать информацию примерно в 1000 консультационных центров по всей стране и сделать «все возможное» для удовлетворения потребностей пострадавших компаний в финансировании.

Ну а пока суд да дело, в Стране восходящего солнца, похоже, кусают локотки по поводу опрометчивого ухода с весьма выгодного и перспективного российского автомобильного рынка, где еще недавно продукция японского автопрома пользовалась повышенным спросом. Поспешно покинув российский рынок, японцы, по сути, отдали его китайским производителям, доверия к которым у нашего потребителя гораздо больше, чем у капризных и политически мотивированных владельцев заводов по производству тойот и ниссанов. Напомним, как в сентябре 2022 года японская корпорация Toyota заявила о прекращении производства автомобилей на своем предприятии в Санкт-Петербурге. Завод компании был рассчитан на производство 100 тыс. машин в год. Предприятие было введено в эксплуатацию в конце 2007 года, выпускало модели RAV4 и Camry в рамках специального инвестиционного контракта с Минпромторгом России. 

В связи с этим небезынтересна новость ТАСС о том, что, как следует из данных Роспатента, японский бренд автомобилей Toyota подал 31 марта 2025 года 33 заявки на регистрацию товарных знаков. Среди заявок товарные знаки с наименованием Toyota Prius, Toyota C-HR, Toyota Venza, Toyota Auris, Toyota GT86 и Toyota Supra. Автоэксперт Игорь Моржаретто сообщил агентству, что подача заявок не говорит о подготовке компании к возвращению на рынок РФ. Он отметил: «Это –попытка застолбить за собой свои товарные знаки на некую перспективу. Никто из крупных автопроизводителей (иностранных) не строит конкретных планов, но при этом не ликвидирует всякие возможности для того, чтобы вернуться в какой-то отдаленный перспективе, поскольку российский рынок для всех интересен».

Однако, думаю, отношение к таким «возвращенцам» будет у нас в стране уже не столь лояльным и благожелательным, как прежде. Ибо известно, что единожды изменивший изменит и еще раз… 

Япония рассматривает меры США как серьезный вызов своей экономике и стремится выработать общий политический фронт для ответа на этот вызов. Это потребует консолидации усилий всех политических сил страны, заявил японский премьер-министр Сигэру Исиба.