Домой Экономика США вывели из-под санкций Каспийский трубопроводный консорциум

США вывели из-под санкций Каспийский трубопроводный консорциум

9

США вывели из-под санкций Каспийский трубопроводный консорциум

Идея санкций против трубопровода «Северного потока» находит немало оппонентов

23 мая Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) вернул в работу повреждённую в феврале из-за террористической атаки украинского беспилотника нефтеперекачивающую станцию «Кропоткинская»: «…В ходе строительно-монтажных работ отремонтированы трансформаторы, газотурбинная установка вместе с генераторами, восстановлено закрытое распределительное устройство и кабельные эстакады, выполнена замена и ремонт шкафов управления».

Ранее, в середине мая Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) Министерства финансов США выдало бессрочную генеральную лицензию на оказание услуг АО «Каспийский трубопроводный консорциум» (КТК): соответствующее разрешение зафиксировано в генеральной лицензии OFAC № 124. «…Все трансакции, запрещённые определением от 10 января 2025 года, принятым в соответствии с Исполнительным указом 14071 («Запрет на нефтяные услуги»), связанные с КТК или с проектами «Тенгизшевройл», разрешены», – отмечается в документе. (1)

Напомним, в январе 2025 г. против работающих в РФ организаций нефтегазовой отрасли США были введены санкции, в рамках которых американским компаниям запрещалась оказывать какие-либо услуги тем, кто был включен в этот список. Ограничения, охарактеризованные в Кремле как тяжёлое наследие Байдена, напрямую касались услуг, связанных с разведкой, бурением, переработкой, хранением, обслуживанием, транспортировкой, приобретением и продажей нефти и / или нефтепродуктов. Однако позже американцы сделали ряд исключений, в связи с чем выдали соответствующую лицензию, действующую до 28 июня 2025 года включительно. Теперь же лицензия на оказание означенных услуг, в том числе упомянутому «Тенгизшевронойлу», выдана бессрочно. 

В то же самое время, ЕС и Швейцария ввели санкции против порта Новороссийск, откуда экспортируется нефть (в основном от казахстано-американского «Тенгизшевронойл»), поступающая по трубопроводу КТК. Одновременно финансовые санкции, такие, как заморозка активов и запрет на транзакции, распространены Евросоюзом и Швейцарией на порты Астрахань, Махачкала, Приморск и Новороссийск (в марте с. г. те же санкции введены против Усть-Луги). Заморозке подлежат все активы, принадлежащие или контролируемые этими портами. Запрещено предоставлять любые средства или ресурсы, которые могут быть использованы этими портами. Вводится комплексный запрет на любые транзакции с указанными портами, включая торговлю, финансовые операции и предоставление услуг (но под запрет не подпадает деятельность, связанная с гуманитарными миссиями).

Напомним, в этой связи, что 14 мая с.г. ЕС согласовал 17-й пакет антироссийских санкций, включающий блокировку почти 200 танкеров из «теневого флота» РФ, «перевозящего нефть и сжиженный газ в обход существующих ограничений».

Симптоматично, что «портовые» санкции Брюсселя и Берна не распространяются на другие порты Ленинградской области (Высоцк, Санкт-Петербург), а также на порты Туапсе и Темрюк, оттуда тоже вывозится российская нефть. Поэтому не исключено, что что Евросоюз вкупе с Берном, включая в свои санкции порт Новороссийск, косвенно демонстрируют или «ориентируют» экспорт нефти (включая поступающую по КТК), через порт Туапсе. Здесь надо отметить, что только за 2024 год страны-члены ЕС фактически купили российских нефти и газа на рекордные 21,9 млрд. евро, причем объёмы закупок российской нефти, по оценкам Кильского Института мировой экономики, более чем на 70% обусловлены небезызвестным ЕСовским «потолком» цен на нефть в 60 долл. (некоторые горячие головы предлагают понизить его до 45 долл.).

Большинство прогнозов на текущий год – ненамного меньше упомянутой суммы, при том, что, согласно заявлению Совета ЕС 24 февраля с.г., «…запрещается предоставление временного хранения для российских сырой нефти и нефтепродуктов в ЕС, независимо от закупочной цены нефти и конечного пункта назначения этих сырья и продуктов». Таким образом, санкционная оболочка для российских нефтяных грузов внешне соблюдается… 

Тем временем, в 2024 г. КТК транспортировал по своей системе 63,01 млн. тонн нефти (-0,7% к предыдущему году): по данным профильного портала, «около 74% этих объемов приходится на долю американских и других западных грузоотправителей. Около трети тех же объемов поступило в ЕС-регион. Только одна Chevron в 2024 г. прокачала по КТК 26,8 млн. тонн, что составляет около 20% общемировой добычи этой американской корпорации».

Кроме того, по сообщению компании «Транснефть», в апреле 2024 г. пропускная способность трубопроводной транспортировки нефти за 2025-26 гг. в Новороссийск увеличится на 15 млн. тонн – до 52 млн. т/год; в Приморск – до 52 млн. т/год (на 5 млн т/год), что, обусловлено растущим спросом и в Европе на нефть, поставляемую из этих портов.

То есть, с одной стороны, Брюссель заинтересован в дальнейших закупках нефти и нефтепродуктов из России и транзитом, в том числе через Новороссийский порт. В то же время, ЕС демонстрирует приверженность антироссийской санкционной политике, пытаясь упомянутыми мерами прессинговать администрацию Трампа, занимающую, как полагают в ЕС, недостаточно жёсткую позицию в отношении Москвы. Как заявил один из высокопоставленных чиновников ЕС, «…если США не собираются помогать Европе в ситуации с Россией, тогда Европа не сможет помочь США в ситуации с Китаем. Так что лучше работать вместе».

Между тем, прагматичный шаг Белого дома свидетельствует о том, что у Трампа не собираются стрелять себе в ногу, явно ставя прибыли энергетических корпораций выше идеологических химер глобалистов по обе стороны Атлантического океана. Как утверждают источники , в июне объём поставок казахстанской нефти по трубопроводу КТК увеличится до 1,65-1,70 млн баррелей в сутки, что станет почти рекордным показателем. Всё это повышает вероятность успешного исхода переговоров о возможном перезапуске подводного газопровода «Северный поток», что даст американцам дополнительные рычаги давления в энергетическом диалоге с Европой, где уже начали раздумывать о возможном запрете использования трубопровода в рамках очередного пакета санкций. Соответствующие консультации начала Еврокомиссия 23 мая, однако едва ли процесс будет быстрым и бесконфликтным, так как для одобрения очередного дискриминационного решения потребуется согласие всех европейских столиц, а премьер-министр Венгрии Виктор Орбан уже заявил, что его страна не допустит полного запрета на поставки российских энергоносителей в Европу. Нет единства даже в Германии: если канцлер Мерц поддерживает идею очередных санкций, то представители «Альтернативы для Германии» высказываются в пользу сохранения поставок российского газа, да и среди сторонников других партий бытуют разные мнения. 

В противоположность воинствующему Брюсселю, США отказываются от планов по усилению санкционного давления на Москву, так как, по словам госсекретаря Марко Рубио, не верят в возможность принудить Москву на компромиссы через санкции. Прежнего подхода «перемирие, а там посмотрим» в процессе гипотетического урегулирования с Украиной больше не будет, несмотря на все попытки француза Макрона и британца Стармера подначивать Вашингтон к усилению антироссийских санкций, заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров, выступая в Российско-армянском университете в Ереване. 

Примечание

(1) Трубопроводная система КТК протяжённостью в 1511 км соединяет месторождение Тенгиз (Казахстан) и морской порт Новороссийск, с ответвлением на соседний порт Туапсе. По этому маршруту ежегодно транспортируется с первой половины 1990-х гг. более двух третей всей экспортной нефти Казахстана, а также сырьё с близлежащих российских месторождений на Каспии.